In Utero
"Мы пытались писать песни в стиле новой волны, не- что агрессивное, жуткое и экспериментальное... Это пока не более выходит за определенные рамки, чем то, что было раньше, но это уже другое. На первый взгляд звучит как панк-рок, но при этом мелодично или, по крайней мере, за- поминается". Курт Кобейн В середине февраля 1993 года группа отправилась в Миннесоту для записи своего нового альбома с продюсером Стивом Альбини. Основные идеи большинства песен при- шли в голову Курту еще предыдущим летом, когда они с Кортни жили на Сполдинг-авеню. Необходимо было лишь придать им форму, что и было сделано на репетициях вместе с Крисом и Дейвом. Курт хотел приступить к записи тем же летом, однако все трое членов группы жили в разных городах, и им было трудно собираться вместе. К тому же Кортни ждала ребенка. Курту всегда хотелось записываться у Альбини, еще с тех времен, когда он впервые услышал BIG BLACK, чикаг- ское трио, сочетавшее в своей музыке грязную гитарную текстуру, желчный гнусавый вокал и непрерывную дробь ударного автомата, все вместе вызывавшее видения урбани- стического неистовства и паранойи. Альбини был против того, чтобы новый альбом звучал похоже на Nevermind, поскольку считал, что это не естест- венное звучание группы, а результат работы продюсера и звукорежиссеров. Запись происходила на Pachyderm Studios, где НИРВА- НА зарегистрировалась как THE SIMON RITCHIE GROUP, и была закончена за две недели. Группа поставила в известность как DGC, так и Gold Mountain, что не желает никакого вмешательства в свою ра- боту, как это было с Nevermind. Рабочие записи не показы- вались даже ответственному за репертуар Гэри Гершу. Все были уверены, что у НИРВАНЫ теперь достаточно влияния для того, чтобы ее продукция не была отвергнута руково- дством фирмы. Они записывались "вживую", то есть бас, ударные и гитару вместе, и оставляли практически все, что записали. Примерно в половине вещей Курт наложил дополнительную гитару, потом добавил гитарные соло и вокал. По утверждению самого Альбини, он - в большей сте- пени инженер, чем продюсер. Поэтому он предоставил чле- нам группы самим решать, где хороший дубль, а где плохой. Он был уверен, что Курт знает, что делает. Идея состояла в том, чтобы сделать звук естественным. Ударные записывались без всяких электронных "примочек" - просто по всей комнате были расставлены микрофоны, чтобы улавливать естественную реверберацию помещения. Аналогичным образом, вместо того чтобы электронно обра- батывать запись вокала, чтобы звук получился как в хорошо резонирующем помещении, Альбини просто записывал его в хорошо резонирующем помещении. In Utero является аналогом акустического альбома, од- нако лишен обычно присущих таким альбомам неестествен- ности и нарочитости, фактически теперь НИРВАНА делала то, о чем давно мечтала. На этот раз Курт не имел ничего против того, чтобы напечатать слова песен, признавая, что на слух их бывает довольно трудно разобрать из-за его невнятного произноше- ния, к тому же часто имитирующего английский акцент. "Мне они действительно нравятся, - говорил он о словах своих песен, - меня в них ничего не смущает, поэтому те- перь я могу их напечатать. Это гораздо лучше, чем читать отчеты, в которых эти идиоты будут неправильно цитиро- вать мои песни". На этом альбоме лирика Курта не так импрессиони- стична, как обычно, однако ее нельзя назвать и буквальной, как, например, в "Sliver" или "Polly". Через все песни крас- нон нитью проходит медицинская тема, начало которой бы- ло положено в "Drain You". Практически каждая песня со- держит образы недомогания или болезни: Курт упоминает солнечный ожог, прыщи, рак, открытые язвы, усиливаю- щиеся боли, похмелье, анемию, бессонницу, запор, несваре- ние желудка. По-видимому, ему самому это казалось забав- ным. "До меня как всегда все доходит в последнюю очередь, - со смехом объяснял он, - так же, как с оружием на про- шлом диске. Я вовсе не собирался делать этот альбом кон- цептуальным". Музыка на новом альбоме отражает мощные противо- речивые силы в жизни Курта: ярость, отчаяние и страх, вы- званные той ситуацией, в которую попали они с Кортни, и не менее сильные чувства любви и оптимизма, внушаемые ему женой и ребенком. Вот почему маниакально- депрессивный характер его музыки, наметившийся в Nev- erinind, получил здесь новое развитие. Псевдобитловская "Dumb" спокойно сосуществует с проникнутой неистовст- вом панковских граффити "Milk It", a "All Apologies" нахо- дится неизмеримо далеко от апоплектической "Scentless Ap- prentice". Все выглядит так, словно Курт отказался от попы- ток соединить свои панковские и поп-инстинкты в одно гар- моничное целое. В случае с In Utero у Курта было немного больше вре- мени для работы над словами песен, чем при создании Bleach и Nevermind. He удивительно поэтому, что они носят более продуманный и законченный характер. Сам Курт от- рицал то, что они носят личностный характер, возможно, для того, чтобы побудить к поиску иных интерпретаций. Однако даже Дейв признавал, что в основе текстов песен лежат глу- боко личные переживания. "Они производят жуткое впечатление, - объяснял он. - В них много энергии, но в то же время возникает ощущение, будто Курта приперли к стене, и он пытается с помощью крика найти выход из этого положения. Многое из того, о чем он говорит, связано с тем дерьмом, через которое он должен был пройти. Это уже не отчаяние подростка. Это совсем другой коленкор - отчаяние рок-звезды". Песня "Rape Me" была сочинена под акустическую ги- тару во время микширования Nevermind. Хотя она была на- писана совсем по другому поводу, эта вещь приобрела но- вый смысл после того, что пришлось испытать Курту и Кортни. Кажется, она обращена ко всем журналистам, кото- рые им досаждали, ко всем фэнам, которые атаковали Курта буквально везде, лишь бы получить автограф, ко всем тем, кто хотел выжать все, что можно, из Курта и группы, забы- вая, что они тоже люди. Эта песня является, наверное, предельным выражением покорности судьбе со стороны человека, на которого обру- шилось так много ударов, что он уже перестал их ощущать. "Изнасилуй меня, мой друг", - это приглашение публике, которая не понимает, что своим обожанием причиняет боль объекту этого обожания. "Я - не единственный!" - кричит Курт, имея в виду Кортни и Фрэнсис. Гитарная цитата из "Smells Like Teen Spirit" в начале песни не случайна. Точно так же, как припев в "In Bloom", она содержит в себе иро- нию - ведь все началось именно с "Teen Spirit". Мой любимый внутренний источник, Я поцелую твои открытые раны, Я оценю твою заботу, Ты будешь вечно вонять и гореть. Эти строчки откровенно обращены к менеджеру одной сиэтлской группы, которого Кобейны подозревали в переда- че информации Линн Хиршберг, ссылавшейся на аноним- ный "внутренний источник". Они даже послали этому ме- неджеру рождественскую открытку с надписью: "Нашему любимому внутреннему источнику". По поводу "Milk It" Курт говорил, что это хороший пример того направления, в котором двигалась группа за шесть месяцев до начала записи. "Мы пытались писать пес- ни в стиле "новой волны", - объяснял он, - нечто агрессив- ное, жуткое и экспериментальное... Это пока не более выхо- дит за определенные рамки, чем то, что было раньше, но это уже другое. На первый взгляд звучит как панк-рок, но при этом мелодично или, по крайней мере, запоминается". В этой песне присутствует еще одна метафора взаимо- зависимого существования, на этот раз выраженная жутко- ватым образом: "У меня есть свои домашний вирус, - поет Курт, и его голос дрожит от ужаса. - Ее молоко - это мое дерьмо, мое дерьмо - это ее молоко". Песня взрывается припевом, одновременно бессмысленным и мрачным, кото- рый сопровождается приступами истерической ярости. "Scentless Apprentice" инспирирована книгой Патрика Зюскинда "Парфюмер", рассказывающей о маньяке- парфюмере, лишенном запаха, но при этом обладающем фе- номенальным обонянием, что отчуждает его от окружающих людей. Судя по всему, этот персонаж был близок Курту. "Так было несколько лет назад, - рассказывал он. - Я чувст- вовал себя очень похожим на того парня. Я хотел быть как можно дальше от людей - мне внушал отвращение их запах. Запах людей". По поводу "Heart-Shaped Box" Курт говорил: "Каждый раз, когда я вижу по телевизору больных раком детей, я про- сто схожу с ума. Это бьет мне по нервам гораздо сильнее, чем все остальное, что я там вижу". Курт начал писать эту песню на Сполдинг-авеню, где в гостиной у Кортни была выставлена целая коллекция шкатулок в форме сердца. Кур- ту тоже всегда нравились такие шкатулки, однако он на- стаивал, что они имеют мало касательства к песне. "Большинство строчек в этой песне набраны из разных стихотворений, - объяснял он. - Мне казалось, что они соз- дают хорошую картину, каждая строчка. Но основная тема песни - это больные раком дети". Некоторое время он не вспоминал о песне, потом снова занялся ей уже на Голливудских Холмах. Группа пробовала играть ее несколько раз, но ничего не получалось. Курт ждал, что Крис и Дг'' '. внесут в песню что-либо свое, однако те, кажется, пола!.. ..и;ь во всем на него. Наконец, когда Курт решил дать песне последний шанс, она неожиданно получилась у него сама собой. Несмотря на эмоцио;: ..оа описание Курта эта песня, кажется, вовсе не о больных раком детях. Она о Кортни. "Питающиеся мясом орхидеи пока еще никого не прощают" и "Я хотел бы съесть твою раковую опухоль, когда ты злишься", по-видимому, указывают на своенравный харак- тер его супруги, в то время как строчки "Сбрось аркан своей пуповины, чтобы я мог забраться назад" и "Целые недели ты держала меня в своей шкатулке в форме сердца" отражают ужасающую зависимость Курта. Однако исполненный сар- казма припев указывает на неминуемое освобождение: "Эй, подожди, у меня еще одна жалоба, - поет Курт. - Я в вечном долгу перед твоим бесценным советом". "Serve The Servants" - типичный пример соединения в одной песне различных тем. Одна из них - это последствия "нирвапггмании", о которых говорится в первых строчках: "Я сполна рассчитался с тревогами подростка, теперь я ус- талый и старый". "Именно так я теперь себя и ощущаю, - объяснял Курт. - Не то чтобы совсем так, но я, во всяком случае, могу делать саркастические замечания по поводу феномена НИР- ВАНЫ". "Самозванные судьи судят строже, чем понимают" - эти слова относятся к тем, кто критиковал Курта и его груп- пу, не зная, что значит быть в их положении. "Охота на Кортни" также отражена в этой песне. "Если она плывет, значит, она не ведьма" - эта строчка указывает на использо- вавшееся раньше испытание: на подозреваемую в ведовстве навешивали камни и бросали в колодец. Если она тонула, значит, не была ведьмой. В "Serve The Servants" также содержится весьма откро- венное и личное послание к Дону Кобейну: Я делал все, чтобы у меня был отец, но вместо этого у меня был папаня. Я просто хочу, чтобы ты знал, я больше не ненавижу тебя. Мне больше нечего сказать из того, о чем бы я не думал раньше. "Я просто хотел, чтобы он знал, что я больше ничего против него не имею, - объяснял Курт. - Но я не хочу с ним говорить, потому что у нас с ним нет ничего общего. Это наверняка его сильно обидит, но так оно все и есть". "Легендарный развод - это такая скука", - добавляет он в конце припева. Здесь Курт имеет в виду, что ему надоело постоянное обсасывание идеи, будто развод родителей ока- зал травмирующее влияние на его последующую жизнь. "В этом нет ничего удивительного или нового, это само собой разумеется, - говорил он. - Я - продукт испорченной Аме- рики. Но я представляю, насколько хуже была бы моя жизнь, если бы я рос во времена депрессии или чего-либо в этом роде. Существуют гораздо более плохие вещи, чем раз- вод". / Тенденция давать своим песням длинные названия яв- лялась для Курта своего рода реакцией на обычную для так называемых "альтернативных" групп практику давать своим песням и альбомам названия, состоящие из одного слова. Отсюда столь длинное название, как "Frances Fanner Will Have Her Revenge On Seattle". Эта песня была написана в честь мученицы, которую чета Кобейнов почитала как свою заступницу. Особую остроту песне придавало то, что многие из преследователей Фрэнсис Фармер проживают в Сиэтле по сей день. Она дает ложное свидетельство, Но мы надеемся, ты все еще с нами, Чтобы посмотреть, выплывут они или утонут. Первые две строчки - это ясное для фэнов указание на статью Линн Хиршберг, в то время как третья строчка по- вторяет образ испытания ведьм из "Serve The Servants". Песня завершается очень близкой сердцу Курта нотой - иде- ей мести: Она вернется, как огонь, Чтобы сжечь всех лжецов И укрыть землю одеялом из пепла. "Мне кажется, таким образом я дал веем понять, что бюрократия есть везде, и такое может случиться с каждым, и это большое зло, - объяснял Курт. - Судьи и руководители штата участвовали в заговоре, чтобы поместить ее в псих- больницу и сделать ей лоботомию, и ее насиловали группой каждую ночь, и она должна была есть собственное дерьмо, и ее объявили коммунисткой, потому что, когда ей было че- тырнадцать лет, она написала стихотворение, которое назы- валось "Бог мертв". Хотя судьба Фрэнсис Фармер гораздо тяжелее, чем ис- тория Курта и Кортни, они имеют много общего. Описанию непривычного для себя состояния счастья Курт посвятил целую песню под названием "Dumb". Набро- ски этой вещи в стиле THE BEATLES он сделал еще летом 1990 года, незадолго до заключения контракта с Geffen Rec- ords, и той же осенью представил ее на радиостанции KAOS в Олимпии. "Думаю, я - глупый, или, может быть, просто счастливый", - поет Курт. "Здесь я решил использовать те- му смятения", - объяснял он, давая понять, что счастье и смятение, по его мнению, не так уж далеко отстоят друг от друга. Хотя сама песня была написана задолго до этого, сле- дующие строчки служат хорошим описанием месяцев, про- веденных Куртом и Кортни на героине: Мое сердце разбито, ноу меня есть немного клея. Помоги мне вдохнуть и починить его. Мы взлетим к облакам и там отдохнем, А потом мы опустимся вниз, и начнется отходняк. Люди с хорошим слухом наверняка заметят, что гармо- ния песни напоминает "Polly". "Pennyroyal Tea" была написана осенью 1990 года, ко- гда уже стало ясно, что НИРВАНА подпишет контракт с Geffen Records. "Мы с Дейвом от нечего делать писали все подряд на обычный четырехдорожечник, и я придумал эту песню за полминуты, - вспоминал Курт. - Потом я сел и за полчаса написал к ней слова, и мы записали ее". Мята болотная, вынесенная в название этой песни, яв- ляется лекарственным растением, которое среди прочих других обладает абортивными свойствами, но только в ток- сических дозах. "Мне казалось, это классный образ, - рас- сказывал Курт. - Я знал девушек, которые пили эту траву, потому что думали, что беременны. Это тема очищения: я пытаюсь изгнать из себя всех своих злых духов с помощью мятного чая. Его нужно выпить очень много, и, я слышал, он действует не очень хорошо. Я никогда не мог найти трав, которые бы мне помогли. Женьшень и все такое прочее - это просто набор левой фашистской пропаганды, которой занимаются хиппи". "Very Аре" имела рабочее название "Perky New Wave Number". "Я на самом деле понятия не имею, о чем эта пес- ня, - говорил Курт. - Это своего рода атака на мужчин и ущербных личностей вроде мачо". Выражение "король не- грамотности", видимо, относится к самому Курту, которого Кортни часто упрекала за то, что он мало читает. "Tourette's" вообще не имеет отношения ни к чему. "Это просто набор звуков, - объяснял Курт. - Я не произно- сил никаких фраз и никаких слов, я просто кричал". Перво- начально на вкладке здесь были указаны слова: "Fuck Shit Piss". Однако название песни напрямую связано с пережива- ниями Курта по поводу того негативного имиджа, который он приобрел благодаря прессе. "Всю свою жизнь я плохо относился к людям, и для ме- ня нет ничего хорошего в том, чтобы из-за всего этого стать еще более обозленным, - говорил он. - Я не знаю, как мне противостоять этому. Едва я начал становиться лучше и ут- вердил себя в качестве музыканта и автора песен, как вдруг меня сделали козлом отпущения, и я вынужден выглядеть еще большей задницей. Для меня существует серьезная уг- роза превратиться в уличного сумасшедшего. В восьмидеся- тилетнего парня, страдающего синдромом Туретта, который проклинает весь мир". (Синдром Туретта - заболевание нервной системы, про- являющееся в многочисленных тиках, охватывающих раз- личные группы мышц, в том числе и мышцы речевого аппа- рата, что иногда сопровождается непроизвольным произне- сением слов, несущих негативную эмоциональную нагрузку - ругательств, проклятий и т.д. - прим. пер.) В названии "Radio Friendly Unit Shifter" содержится яв- ная отсылка к Nevermind. "Одеяло с прыщами сигаретных ожогов" - это сцена из жизни на Сполдинг-авеню, а строки: Используй только раз и уничтожь, Вторжение нашего пиратства... являются еще одним указанием на беспокойство, причиняе- мое переменчивой публикой и враждебной прессой. Впро- чем, даже сам Курт признавал, что эта песня слишком похо- жа на листовку. Вне всякого сомнения, носящие характер исповеди сло- ва песни "All Apologies" имеют для Курта глубоко личный смысл. Эту песню на фестивале в Рединге в 1992 году он посвятил фрэнсис и Кортни. "Мне хотелось бы думать, что эта песня для них, - объяснял он, - однако ее слова напря- мую не связаны с нами. Я написал ее для них, но сами слова этого не выражают. Выражает чувство, а не слова". Этим чувством, по мысли Курта, является счастье. И когда после второго припева он поет: "Yeah, yeah, yeah, yeah", трудно не почувствовать то же самое. Первоначально альбом планировалось назвать "I Hate Myself And I Want To Die". Co времени австралийского тура эта фраза стала стандартным ответом Курта на вопрос: "Как дела?". Наверное, это была шутка. Однако весь зловещий смысл этой фразы ("Я ненавижу себя и хочу умереть") стал ясен через год. Название было отвергнуто, потому что, как проницательно заметил Крис, "ребята будут совершать са- моубийства, и нас привлекут к суду". Затем альбом хотели назвать "Verse Chorus Verse" - саркастический намек на стандартную для поп-песен схему, которая, по словам Курта, ему очень надоела. Однако к кон- цу мая в качестве названия было выбрано In Utero, каковое выражение Курт обнаружил в одном из стихотворений Кортни и решил, что оно как нельзя лучше подходит для их альбома. Едва только альбом был закончен, группа направила еще сырую запись президенту Geffen Records Эду Розенбла- ту, а также Гэри Гершу и в Gold Mountain. Но произошло неожиданное - руководству запись не понравилась. Сначала Курт, столкнувшись со столь единодушным неодобрением всех тех, от кого напрямую зависела карьера НИРВАНЫ, решил переделать альбом заново, тем более что времени еще оставалось достаточно и стоил он не дорого. Однако друзьям группы альбом понравился, поэтому решено было его доработать с продюсером Скотом Литтом. В начале мая Литт и группа встретились на Bad Animals Stu- dios в Сиэтле и сделали ремикс двух песен, добавив акусти- ческую гитару и ленноновскую гармонию в "Heart-Shaped Box". Большая часть альбома осталась без изменения, одна- ко бас сделали более четким, а вокал - громче. В середине мая был закончен видеоклип "Sliver", кото- рый снимал все тот же Кевин Керслейк. Для этого клипа Курт извлек из хранилища свою собиравшуюся несколько лет коллекцию кукол и безделушек и оформил ими свои га- раж, так что он стал выглядеть очень похоже на его кварти- ру в Олимпии. Во время исполнения Фрэнсис сидела на сту- ле рядом с Куртом. Позже он прорезал дырки для рук в большом листе картона, поставил перед ним Фрэнсис, а сам просунул в дырки руки и держал ее, так что казалось, будто она не только стоит, но и танцует. In Utero появился в сентябре 1993 года и несмотря на все опасения был хорошо встречен критикой и быстро вы- шел на первые места в чартах. <Нам казалось, что мы не можем закончить концерт, не совершив чего-либо эффектного или сенсационного. Не имеет значения, как хорошо ты отыграл, все равно каза- лось. что ты отдал не все. Только если ты расколотил всю аппаратуру, только после такой торжественной концовки ты мог сказать: <Ну, теперь все>. Крис Новоселич После выхода альбома НИРВАНА отправилась в свой первый большой тур по стране. Это было боевое крещение для их верного фургона марки <додж>, который впоследст- вии ни разу не подвел их, отмахав в общей сложности семь- десят тысяч миль. У группы не было дорожного менеджера, поэтому участники группы сами решали, где останавливать- ся и когда уезжать. Чаще всего они спали в фургоне, если им не предоставлял кров кто-нибудь из фэнов. Они играли главным образом в барах, получая ящик пива и не более сотни долларов за вечер. Однако им нравилось путешество- вать, видеть новые лица и приобретать новых поклонников. <Мы были совсем бедны, ~ вспоминал Курт, - но. Бо- же, мы впервые видели Соединенные Штаты. И мы были группой, и мы зарабатывали достаточно денег) чтобы вы- жить. Это было потрясающе. Это было просто великолепно. И если бы не этот хрен Джейсон, все было бы еще лучше>. Отдаление Джейсона от остальной группы проявилось еще в самом начале тура и продолжало усиливаться. <Мы пытались поговорить с ним, - вспоминал Крис, - но он пол- ностью ушел в себя>. Причина этого, видимо, состояла в том, что Джейсон был недоволен своим <второсортным> положением в НИРВАНЕ. Он сам писал песни, и ему, ко- нечно, хотелось вносить больший вклад в творчество груп- пы. С другой стороны, остальные члены группы считали не особенно подходящим поведение Джейсона на сцене с его размахиванием волосами и петушиными стойками. Все это выглядело в их глазах попсовой дешевкой. <Он выглядел, как наамфетаминенный павлин, - вспо- минал Курт. - В нем было столько позерства, что мне с тру- дом в это верилось>. Трения достигли своего апогея во время гастролей в Питтсбурге. Шоу было настолько грандиозным, что Курт расколотил одну из своих лучших гитар - <Фендер Мус- танг>. Джейсон был вне себя от ярости, как будто, по выра- жению Криса, <это он финансировал шоу>. Вообще-то груп- па начала громить оборудование за несколько месяцев до этого, во время представления в общежитии Эвергринского колледжа. <Тогда это началось, - вспоминал Крис. - Это было за- бавно. Нам казалось, что мы не можем закончить концерт, не совершив чего-либо^эффектного или сенсационного. Не имеет значения, как хорошо ты отыграл, все равно казалось, что ты отдал не все. Только если ты расколотил всю аппара- туру, только после такой торжественной концовки ты мог сказать: <Ну, теперь все>. Идея оказалась настолько привлекательной, что во вре- мя тура они специально приобретали дешевые гитары, что- бы затем эффектно разбить их на сцене. Внезапно НИРВАНА отменила оставшиеся семь кон- цертов и направилась прямо домой. Никто так и не сказал Джейсону, что он исключен из группы, так как никто не хо- тел его обидеть. Впрочем, все решилось само собой: две не- дели спустя после их возвращения Джейсону позвонил Крис Корнелл из SOUNDGARDEN и предложил ему место бас- гитариста. Впоследствии он говорил, что не жалел о своем уходе из НИРВАНЫ. Как бы то ни было, группа так и не вернула ему шестьсот долларов, одолженных для записи Bleach. Курт объяснял это <душевным расстройством>. В это время Курт переживал увлечение великим Лид- белли, чернокожим трубадуром эпохи 30-40-х годов. Курт обратил внимание на Лидбелли, прочитав статью Уильяма Берроуза, в которой говорилось примерно следующее: <К черту современный рок-н-ролл. Если вы хотите услышать настоящую страсть, послушайте Лидбелли>. У соседа Курта Слима Муна случайно оказался диск Лидбелли Last Session, и он проиграл его Курту. Тот был просто поражен. После этого он стал покупать все диски Лидбелли, которые только мог найти. <Это так безыскусственно и искренне, - говорил он. - Это нечто такое, что всегда было для меня свято. Лидбелли - это одна из наиболее важных вещей в моей жизни. Я про- сто одержим им>. Курт не только покупал диски Лидбелли, но и учился играть его музыку. Кроме того целую стену в его жилище занимали изображения Лидбелли. Несложно понять притя- гательность для Курта блюза, являющегося своего рода эк- зорцизмом душевной боли, и также несложно понять, поче- му внимание Курта привлек именно Лидбелли, чья музыка не вписывалась ни в какие категории и чьи исполненные страсти, но в то же время мелодичные песни открывали не- исчерпаемую кладовую человеческих переживаний. Курт подружился с Марком Лейнеганом из SCREAMING TREES, которые часто выступали в Олимпии. В августе 1989 года Курт и Лейнеган решили сотрудничать в написании пе- сен для сольного альбома последнего. К сожалению, Курт не мог хорошо работать с другими - он постоянно беспокоил- ся, что ему захочется использовать какую-либо из пришед- ших ему в голову идей для НИРВАНЫ. Поэтому они решили записать несколько вещей Лидбелли вместе с Крисом на бас- гитаре и Марком Пиккерелом из SCREAMING TREES на ударных. Новообразованная группа записала всего две песни Лидбелли. Одна из них,, вышла на великолепном сольном альбоме Лейнегана The Winding Sheet. Курт исполнял другую песню Лидбелли - . Планировалось выпустить обе вещи на сингле, однако это не получилось, и так никогда и не была издана. Джонатан Поуниман называл ее <одним из величайших вокальных достижений Курта>. В конце концов четверка превратилась в неформальную блюзовую группу. Пиккерел предлагал назвать ее JURY. Курт же настаивал на названии LITHIUM. Поуниман имел большие планы на выпуск альбома, однако они так и не осуществились. Курт сконцентрировался на игре на гитаре, предоставив Лейнегану большую часть вокала. Дилан Карл- сон вспоминал, что их лучшей песней была , которую они исполняли в тяжелой, напоминающей плач по покойнику, блюзовой манере. <Казалось, будто возродилась одна из величайших английских блюзовых групп, - говорил он потом. - Это было просто невероятно>. Немного отдохнув и отыграв несколько концертов в Сиэтле, группа решила наверстать упущенное и отправилась с двухнедельным туром на Средний Запад, куда они не дое- хали в прошлый раз. Теперь у них был дорожный менеджер - Бен Шепард, тоже ранее игравший в нескольких группах вместе с Чедом Ченнингом. Группа подумывала о том, что- бы ввести Шепарда в свой состав, однако, едва только об этом пошел слух, вся музыкальная тусовка, включая членов TAD, SCREAMING TREES и MUDHONEY, стала наперебой советовать им остаться втроем, поскольку вторая гитара только мешает. Концерты в каждом городе сопровождались триум- фальным успехом. Однако уже в самом начале тура, в Мин- неаполисе, Курт попал в больницу с острой болью в животе. Эти сильные, режущие боли впервые стали мучить его, ко- гда он переехал в Олимпию. <В животе все горит, и тошнит, как при худшем желудочном гриппе, - рассказывал Курт. - Слышно, как там что-то бьется, будто у тебя в животе серд- це, и при этом очень больно>. Эти боли преследовали Курта всю его жизнь, постоянно ставя в тупик даже самых квали- фицированных специалистов, никто из которых так и не смог отыскать их причину. Крис и Шелли периодически сходились и расходились, а по возвращении из тура наконец решили пожениться, дабы не искушать судьбу. Группа же сг"^з готовить материал для очередной сорокапятки. Мини-альбом был записан летом 1989 года и включал в себя , , и . Сразу берущая за живое первая вещь представляет собой жалобу девочки, родители которой хотели, чтобы у них ро- дился мальчик. В ее мелодии слышится что-то от леннонов- ской . В смешались грандж, поп и чув- ство собственной неполноценности. Затем последовал осенний европейский тур вместе с TAD. Одиннадцать парней, включая стотридцатикилограм- мового Тэда Доила и двухметрового Криса, набились в мик- роавтобус <фиат>. Мало того что было чудовищно тесно и не было нормального питания, так еще и график гастролей был необычайно напряженным: они должны были отыграть тридцать шесть концертов за сорок два дня. При этом ме- неджер тура настаивал, чтобы группы выступали непосред- ственно по приезде на место, не давая им даже отдохнуть. У НИРВАНЫ все это усугублялось постоянными проблемами с оборудованием, которое разносилось на куски во время каждого шоу, а потом ремонтировалось наследующий день в автобусе. Каждый из членов группы переносил трудности по- своему. Курт пользовался любым удобным моментом, чтобы поспать. Крис был постоянно либо пьян, либо обкурен, а Чед разговаривал сам с собой. Группа была немало удивлена тем ажиотажем, с кото- рым ее встречали в Европе, особенно в Великобритании. А все дело было в том, что Пэвитт и Поуниман, учитывая тот факт, что многие американские музыканты приобрели из- вестность сначала за океаном, установили связи с англий- ским музыкальным журналом , который стал с тех пор регулярно освещать события в музыкальной жизни Сиэтла и окрестностей. <Это был сумасшедший тур>, - вспоминал Новоселич. Во время первого выступления Крис, раздосадованный пло- хо работающим усилителем, разбил свой новый бас. От ги- тары отлетела шейка грифа и пробила один из взятых Кур- том напрокат динамиков. Но это было только началом. В Берлине, где они выступали на другой день после падения Стены, Курт отыграл без перерыва шесть песен, разнес на куски гитару и удалился. <Я был даже рад, что он так сде- лал, - вспоминал Крис. - Я был очень сильно обкурен>. На концерте в Риме произошло, наконец, то, что и должно было произойти. Окончательно выведенный из себя отвратительным звучанием взятого напрокат аппарата, пло- хим питанием, напряженным графиком и низкой оплатой Курт, отыграв четыре или пять вещей, разбил о сцену гитару и забрался на стойку с динамиками. <У него произошел нервный срыв, - рассказывал Пэ- витт. - Он собирался спрыгнуть вниз. Охранники были вне себя, и все просили его спуститься. А он говорил: <Нет, я хочу нырнуть>. Он был на пределе... Люди видели прямо перед собой рехнувшегося парня, который сломает себе шею, если упадет>. Когда стойка начала раскачиваться, Курт перебрался по стропилам на балкон, где стал кричать на публику и упорно пытался бросить вниз стул, пока его не отобрали. Затем он вернулся на сцену, где в это время кто-то из организаторов шоу спорил с менеджером тура по поводу якобы разбитого Куртом микрофона. Курт такой несправедливости не потер- пел, схватил оба микрофона, бросил их на сцену и принялся топтать ногами. <Теперь они действительно разбиты>, - ска- зал он и удалился со сцены. Потом Курт плачущим голосом произнес, что уезжает домой, и зарыдал. Подоспевший По- униман вывел его на воздух. После тура Курт и Чед отправились домой, а Крис с Шелли полетели в то место, которое тогда еще называлось Югославией, чтобы проведать отца Криса. По возвращении, 30 декабря 1989 года, они поженились. Церемония происхо- дила в их квартире в Такоме, которая была набита людьми под завязку. Помимо матери Криса и отца Шелли там были Курт с Трейси, ребята из группы TAD, старые друзья и сосе- ди. <Они поженились, - вспоминал об этом событии Мэтт Лукин, - а потом абсолютно все напились>. Между тем НИРВАНА стала тяготиться своим контрак- том с Sub Pop, подписанным, кстати, по настоянию членов группы. Тогда им казалось, что такой контракт упрочит их положение, однако в действительности все оказалось иначе. Из-за неудачного руководства фирма оказалась на грани банкротства. К лету 1990 года она была должна всем в горо- де. <Они изо всех сил старались заплатить нам, - вспоминал Крис, - но это была слишком тяжелая ноша>. Кроме того, Курт был отнюдь не в восторге от того имиджа, который пытались ему навязать Пэвитт с Поунима- ном, хотевшие в рекламных целях представить его в роли этакого сельского недотепы, неизвестно каким чудом доб- равшегося до Сиэтла и их фирмы. <Они полностью манипу- лировали людьми, стараясь провернуть эту программу, - рассказывал Курт. - Их считали гениями, организаторами всего проекта, хотя на самом деле это не имело к ним ника- кого отношения>. Вместе с тем, НИРВАНОЙ начали интересоваться са- мые различные фирмы и не в последнюю очередь благодаря материалу для нового альбома, который они записали в ап- реле 1990 года на Smart Studios в Мэдисоне, штат Вискон- син, при продюсировании Батча Вига, считавшегося ветера- ном андеграундной сцены. Курт был молчалив, и все пере- говоры вел Крис. Группа потратила неделю на запись семи вещей для того, что должно было стать их вторым альбомом на Sub Pop, но в действительности стало демонстрационной лентой для крупных фирм. На этот раз времени было вполне достаточно, и Курт мог как следует отточить слова и мелодию. <Я наконец пришел к тому, чтобы соединить поп-музыку и присущую нам тяжесть в правильной пропорции, - вспоминал Курт. - Это работало очень хорошо, потому что так говорили наши друзья, да и другие группы тоже. Все говорили, что это здо- рово. Я могу сказать, что это шаг вперед по сравнению с Bleach>. Аранжировки этих вещей практически не отличались от версий, появившихся позднее на альбоме Nevermind, однако в действительности они все были смикшированы заново за исключением . тогда называлась в честь противопоносного средства, которым пользовался Тэд во время европейского тура. первоначально называлась , имела несколько иные слова и отличалась фид-бэком и кодой в стиле орущего камикадзе. Также были записаны , и , кото- рые, подобно , начинались игрой на акустической гитаре, которая постепенно затихала. Однако Крис и Курт все больше разочаровывались в Чеде. Чед, игравший, помимо ударных, на гитаре, бас-гитаре и скрипке, писал также собственные песни и, естественно, хотел принимать участие в создании композиций. Однако его музыкальный стиль, выработавшийся в Бейнбридже, плохо соответствовал тому, что играла группа. <Это было не то, - рассказывал Курт, ~ и с этим ничего нельзя было поде- лать. Это было грустно, потому что он чувствовал себя, словно он не является частью группы, так как не может тво- рить в нашей манере>. К тому же Курт, сам несколько лет игравший на ударных, относился к их звучанию с особым вниманием. И хотя Чед нравился ему гораздо больше, чем все другие ударники, с которыми они работали, он не мог не замечать его недостатки, такие, например, как слабый удар и быструю утомляемость. Набравшись решимости, Курт и Крис откровенно сказали Чеду о том, что он больше не явля- ется членом группы. <Я чувствовал себя так, словно кого- нибудь убил>, - признавался потом Курт. Чед покинул груп- пу в июне 1990 года. Оставшись без ударника, НИРВАНА была вынуждена отменить намеченные гастроли по Великобритании. А уже в августе предстоял тур по Западному побережью вместе с SONIC YOUTH. Участвовать в нем согласился Дейл Кровер, но при одном условии. <Я сказал им, - вспоминал он, - что бы вы ни делали, не прыгайте на мою ударную установку>. Это условие было выполнено, причем даже не разбили ни одной гитары. <Я рад, что они ничего подобного не сделали, - говорил тогда Кровер. - Я видел, как они раньше разбивали инстру- менты, и мне казалось, что они делают это для разрядки. Курт как-то пытался при мне сломать гитару, и он трудился минут пятнадцать. До того времени, как все было кончено, этот процесс для всех казался очень важным и имеющим какое-то значение. А я считаю это самым настоящим убий- ством гитары. Я думаю, у гитар есть души. Мне это совсем не кажется клевым. У инструментов есть души, так зачем тебе нужно убивать гитару? Я думаю, это бессмысленно. Разве вы, ребята, никогда не видели THE WHO?> Как-то незаметно Курт расстался с Трейси и начал встречаться с артистичной и динамичной девушкой по име- ни Тоби Вейл. Она издавала собственный журнал и находи- лась у истоков движения , объединявшего мо- лодых женщин, одержимых идеей усиления женского влия- ния на общество через средства массовой информации и музыки. Благодаря Тоби Курт близко познакомился с идеями феми- низма. <Я думал, что снова влюблен, - рассказывал он, - и мне нравилось так думать>. Между тем. Sub Pop захотела выпустить еще один сингл НИРВАНЫ. На сторону <В> была выбрана вещь под названием , записанная с Вигом. В ней присутствуют все лучшие стороны Bleach - скрежещущий звук гитары, высокий завывающий вокал, восхитительно тяжелый рифф. Это поп-музыка, но очень, очень тяжелая музыка. Что же касается стороны <А>, то Курт решил воспользоваться тем, что в студии у Джека Эндино находился Тэд, и записал пес- ню, воспользовавшись его ударными. 11 июля 1990 года был записан основной материал для . В выходных данных в качестве ударника ука- зан Дэн Питере из MUDHONEY. До него группа прослушала еще двух барабанщиков, но выбран был именно этот ветеран многих сиэтлеких групп, известный своим быстрым и силь- ным ударом. Подобно многим другим песням Курта пред- ставляется автобиографической. В ней рассказывается о мальчике, которого мать отдала на вечер своим родителям. Он не может есть и не хочет играть, единственное, чего он хочет, - это вернуться домой. Он засыпает... и просыпается уже на руках у матери. Это было своего рода эксперимен- том. <Я решил написать самую нелепую из поп-песен, что я когда-либо писал, - рассказывал Курт. - Что-то вроде заяв- ления. Мне нужно было написать настоящую поп-песню и выпустить ее на сингле, чтобы подготовить людей к сле- дующему диску. Я хотел писать больше песен типа этой>. Питере отыграл с НИРВАНОЙ всего один раз, 22 сен- тября 1990 года, на шоу в сиэтлеком зале Motor Sports, быв- шем крытом гараже, где участвовали также DWARVES и MELVINS. Среди беснующихся полутора тысяч зрителей на этом концерте присутствовал Дейв Грол.