КИНО---видимо что - то, свыше посланное, витало над бывшей столицей
в начале 80-х, ибо чем иным объяснить невероятный всплеск рок - музыкалной
активности в то время. Москва сыто похрюкивала, вспоминая и переваривая Олимпиаду,
в канун которой в белокаменной было, в основном, покончено с алкоголиками,
тунеядцами, рокерами и прочей нечистью. В Питере, слава богу, этого не случилось,
и "новая волна" отечественой рок-музыки пришла именно с невских
берегов. Чем было заняться в "душные" времена в городе, напоминающем
забытую театральную декорацию, весь воздух которого пронизан настоящей историей,
а не совковым новоязом?
Как было выделиться в маленьком грязноватом, но не дорогом кафе на Невском,
среди полубезумных поэтов, недобитых хиппи и прочей тусующейся молодежи? Новое
время породило новый универсальный язык - рок-музыку, и массовый интерес к
ней был неизбежен. В ряды музыкантов рекрутировались любые таланты и их поклонники,потому
что сказать свое слово друзьям под гитару было проще, чем напечатать что-либо
в газете, а тем более - снять кино или устроить художественную выставку. Жесткий
урбанизированный ритм современного города выдавил из себя сопли и вздохи т.н.
самодеятельной песни, оставив бледным детям проходных дворов жесткую сетку
буги - вуги и проблемы, которые не всегда исчезают с прыщами.
<ALIGN=JUSTIFYШлялись по раздолбанным питерским улицам и зассанным подворотням
два бездельника - работяга Леша Рыбин и пэтэушник Виктор Цой. Первый играл
в доморощенной команде с вечным названием ПИЛИГРИМЫ, второй терзал бас-гитару
в ПАЛАТЕ N6, и оба заходили в гости к уже легендарному Майку (ЗООПАРК) или
к Свинье, Андрею Панову, главному и идейному панку города на Неве. На квартире
Свина у Парка Победы, где был кое - какой аппарат, репетировали АВТОМОТИЧЕСКИЕ
УДОВЛЕТВОРИТЕЛИ (чем не SEX PISTOLS?), пили зачем - то нагретое сухое вино,
слушали свежие западные пластинки.
Там и прозвучали первые песни Цоя. На рубеже 80 - 81 - го вместе с УДОВЛЕТВОРИТЕЛЯМИ
Цой и Рыба мотались в Москву "давать панк - рок" на квартирниках
Троицкого, играли на разных питерских сейшенах. По легенде, уже в это время
"старик Державин", в смысле БГ, услышал Цоя, поющего с компанией
в электричке, и предложил всевозможную помощь.
Летом 81 - го, обалдевая от затягивающего крымского безделья, Цой, Рыба и
Олег Валинский создают группу ГАРИН И ГИПЕРБОЛОИДЫ, которую уже осенью принимают
в члены ЛенРок - клуба. Валинского вскоре забирают в армию, и он исчезает
из далнейшей истории группы. Осень и зима прошли в репетициях, квартирниках,
поездках в Москву, и к весне 1982 года, сменив название на КИНО, группа садится
в студию Дома юного техника Андрея Тропилло, где под руководством Гребенщикова
записывает свой первый альбом. В записи, помимо собственно Виктора Цоя и Алексея
Рыбина, принимали участие все музыканты АКВАРИУМА. Вскоре состоялось и первое
электрическое выступление на сцене рок-клуба с Михаилом "Фаном"
Васильевым и Дюшей Романовым. Все 30-минутное выступление шло нон-стоп под
фонограмму драм-машины, а на коду "Когда-то ты был битником..."
выскочили из-за кулис с инструментами БГ, Майк и Панкер, устроив веселый хепенинг.
К лету 82-го албом был закончен и по длителности записанного материала получил
название "45". В него первоначально вошли 14 песен, но из окончательного
варианта убрана "Я - асфальт".
<ALIGN=JUSTIFYЗапись медленно, но верно стала расползаться по стране, о
группе заговорили, пошли один за другим квартирники и опять же гастроли в
Москве. По осени, взяв напрокат будущего барабанщика ЗООПАРКА, КИНО записывает
в студии Малого драматического театра у звукорежиссера Андрея Кускова несколько
песен, в т.ч. "Весна" и "Последний Герой", впоследствии
вошедшие в пластинку "Неизвестные песни Виктора Цоя". Однако, в
тот момент запись была забракована, Виктор забрал ленту себе, и распространения
она не получила.
19 февраля проходит электрический концерт КИНО в рок-клубе вместе с АКВАРИУМОМ.
Группа выступала в гриме, костюмах с жабо и фальшивыми бриллиантами, исполняя
при этом "Электричку", "Троллейбус" и "Алюминиевые
огурцы". В основной состав приглашается гитарист Юрий Каспарян, и где-то
на горизонте замаячил барабанщик Георгий "Густав" Гурьянов, а по
весне из группы уходит Рыбин. Лето уходит на совместные репетиции с Каспаряном,
плодом которых стал албом "46", хотя сделан он был как демо-запись
будущего "Начальника Камчатки". Леша Вишня, записавший демо у себя
дома, сбросил ее друзьям на пару пленок - и интерес был столь велик, что даже
полуфабрикат разошелся моментально. Однако, осенью 1983 года Цою пришлось
залечь на обследование в психиатричку на Пряжке,чтобы закосить от армии. Через
полтора не лучших месяца в жизни он получает "белый билет", пишет
"Транквилизатор" и в феврале 1984 года женится на Марьяне. Эта свадьба
стала эпохальным событием в рок-жизни Ленинграда, потому что о ней вспоминают
практически все гости,а их было человек 100,БГ,Майк,Титов, естевственно, все
КИНО и др. Весной группа уже с Титовым на басу открывает "Безъядерной
зоной" 2-ой Фестиваль рок-клуба и получает лауреатское звание.
Накопился новый песенный материал, и летом 1984 года в студии "Антроп"
Андрея Тропилло начинает писаться "Начальник Камчатки". К записи
приложились: Цой, Каспарян, Титов, Гребенщиков, Курехин, Трощенков и Гаккель.
Великое братство питерских музыкантов.
<ALIGN=JUSTIFYВ марте 1985 года еще одно звание лауреата на 3-м Фестивале
рок-клуба, и вскоре садятся опять к Тропилло писать "Ночь". Хотелось
записать модную тогда музыку типа DURAN DURAN, с модными приемами игры, что
привело к затягиванию процесса. Альбом никак не получался, и летом Цой с Каспаряном
бросили "Ночь" недоделанной и за неделю с небольшим в студии Леши
Вишни записали "Это не любовь". Работали под самодельную драм-машинку
практически вживую с одной накладкой - голосом. Титов за один день прописал
бас-гитару и уехал на гастроли. К осени "Это не любовь" была сведена,
и пошла по стране. В январе 1986 года наконец-то выходит "Ночь"
Параллелно растет популярность, и весной на 4-м Фестивале рок-клуба в 1000-м
зале ДК "Невский" КИНО - уже в "окончательном" составе:
Цой, Каспарян, Густав и Игорь Тихомиров на басу - получает диплом за лучшие
песни, в.т.ч. за "Хочу перемен" и "Дальше действовать будем
мы". Летом все киношники уез жают на съемки фильма "Конец каникул"
в Киев. В июне в Москве в ДК МИИТ состоялся совместный концерт московских
и питерских групп, где КИНО выступило наравне со сверхпопулярным тогда АКВАРИУМОМ
и АЛИСОЙ. С этими же группами выходит в Америке "Красная волна"
- первая подобная пластинка в истории русского рока.
По осени Цой поступает работать в "Камчатку" - котельную на Петроградской
стороне, ставшую местом паломничества питерских тусовщиков. В ней Рашид Нугманов
организует съемки студенческой короткометражки "Йя-хха", там же
проходят сьемки фильма "Рок". Осень и зима проходят в Ялте на сьемках
"Ассы" Сергея Соловьева. Весна 1987 года богата событиями концертной
жизни: премьерные показы "Ассы" в ДК МЭЛЗ, последнее выступление
на фестивале рок - клуба, где получают приз "За творческое совершеннолетие",
первый выезд за границу во Францию. В это же время на порто-студии "Яамаха
МТ 44" начинают записываться материалы к альбому "Группа Крови".
Осенью 1987 года Цой улетает в Алма-Ату к Нугманову на съемки фильма "Игла".
В связи с этим КИНО практически прекращает концертную деятельность, но доводит
до ума "Группу крови", выход которой вместе с "Иглой"
породил на следующий год натуральную "киноманию". Начинаются триумфальные
гастроли по стране - КИНО собирает многотысячные залы и стадионы. 16 ноября
в Лужниках во время мемориального концерта Башлачева зрители полностью смели
стулья в партере, но, несмотря на мерзкое поведение администрации, Цой достойно
доводит выступление до конца. За это КИНО на целый год запрещается выступать
в Москве. Параллельно с концертной продолжается и творческая деятельность.
На все той же порто-студии весной записывается черновик, а 21-30 декабря 1988
и 3-10 января 1989 года в студии Валерия Леонтьева - уже окончательный вариант
"Звезды по имени Солнце", которую решили попридержать до осени.
Летом Цой с Каспаряном ездили в США, а в это время "Игла" выходит
на второе место по прокату среди советских фильмов, и Цоя признают лучшим
актером года. Начало 1990 года проходит в непрерывных гастролях и поездках
за рубеж, в том числе в Японию, с которой намечалось широкое сотрудничество.
Летом, после изнурительных гастролей, завершившихся 24 июня грандиозным концертом
на Большой спортивной арене Лужников, КИНО уходит на "каникулы",
и Цой с Каспаряном на даче под Юрмалой записывают под акустическую гитару
материал для нового альбома.
15 августа 1990 года в 12 часов 28 минут Виктор Цой погибает в автокатастрофе.
Касетта с записью голоса чудом сохранилась, в октябре-ноябре Каспарян с Тихомировым
на студии Видеофильм дописывают инструментальные партии, и к концу года выходит
последняя пластинка, записанная группой, т.н. "Черный альбом" (названный
так из-за цвета обложки). КИНО занимает первые места во всех хит-парадах,
стены всей страны исписаны словами "Кино" и "Цой-жив",
но история группы окончена, остались красивая легенда о "последнем герое"
- Викторе Цое, остались его песни и фильмы.
По материалам сайта www.Kinoman.net